Петергоф
- летняя парадная резиденция Петра I, расположенная
в 29 км от Санкт-Петербурга. Название "Петергоф"*
(в переводе с немецкого "Петров двор" *-с
первой четверти XVIII века и до начала 1740-х годов
существовали два названия - Питергоф и Петергоф, так
же как Петербург и Питербург) Первые упоминания прослеживаются
в "Походном журнале" Петра I 13 сентября 1705
года. В этод день четырнадцатипушечное судно - шнява
"Мункер" -бросило якорь против небольшой мызы,
расположенной на южном побережье Финского залива и выбранной
царем для отдыха во время морских переходов из Петербурга
в Кронштадт.
Ансамбль
парков, дворцов и фонтанов Петергофа - является триумфальным
памятником успешного завершения борьбы России и выхода
к Балтийскому морю. Регулярные
парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов
и героев древности, величественная архитектура дворцов
- памятник торжеству России, "пирующей на морском просторе".
Прежде
чем Вы попадете в парк , Вы не сможете не заметить великолепный
по своей архитектре и оригинальности собор святых Петра
и Павла , возведенный по проекту Султанова в 1907
Начало строительства Петродворца датируется
1714-м годом.
Петр
I являлся не только основателем Петергофа, но и творцом
этого города. До наших дней сохранилось более десяти
его собственноручных набросков, еще большее число чертежей
с петровскими надписями, пометками, исправлениями, а
также множество распоряжений продиктованных и подписанных
им указов и распоряжений. Эти документы свидетельствуют,
что именно Петру принадлежит идея использования контрастного
рельефа побережья для разбивки Нижнего парка и Верхнего
сада, строительства дворца, каскадов и канала. Глазом
архитектора и просвященнго человека Петр увидел в поросшей
лесной растительностью прибрежной полосе, ограниченной
крутым береговым уступом, местность, удобную для устройства
приморских регулярных садов и строительства дворцов.
Не зря А.Н.Бенуа, посвятивший описанию Петергофу много
страниц, отметил "Особое очарование Петергофу придает
то, что он расположен на самом берегу моря, а также
и то, что здесь на всем лежит отпечаток той генальной
личности, благодаря воле которой и рожден и в память
которой Петергоф и получил свое наименование. Петр показал
здесь, что он не чужд чего-то такого, что другим словом,
как поэзия не назовешь".
Тожественное открытие состоялось 15 августа 1723 года.
К этому времени сложились основные компоненты Верхнего
сада и Нижнего
парка, были построены Верние
палаты (Большой дворец), Большой
каскад, дворец Монплезир, сооружена водоводная система
фонтанов.
Главными исполнителями указаний
Петра I были архитекторы И.Браунштейн, Ж.-Б. Леблон,
Н.Микетти, М.Земцов, П.Еропкин, Т.Усов, И.Устинов, Ф.Исаков,
гидротехники В.Туволков и П.Суалем, скульптор К.Растрелли,
садоводы Л.Гарнихфельт, А.Борисов
Уникальный водовод Петергофа создан
в 1720-1921 годах по проекту русского инженера Василия
Туволкова, обучавшегося в Голландии и во Франции. Под
его руководством в течении лета 1721 года были построены
шлюзы и канал, по котормуиз водоемов с Ропшинских высот
вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего
сада, а затем в фонтаны Нижнего парка.
Общая длина каналов водовода - 49
км, на его трассе расположено 18 прудов - хранилищ,
вмещающих более 1 миллиона 300 тысяч кубометров воды
и занимающих площадь почти 100 гектаров.
Главная особенность петергофской
системы водоснабжения заключается в отсутсвии каких-либо
водонапорных сооружений и насосов. Эта система построена
на основе принципа сообщающихся сосудов - разница в
уровнях, на которых расположены пруды и фонтаны. Действие
этой системы и по ныне показывает на талант и генниальность
основателя Петергофа. Ведь не случайно Петр I выбрал
именно это место для строительства своей резиденции
которую предполагал создать на подобии Версаля. Обследуя
местность Петр нашел несколько водоемов, питающихся
бьющими из-под землю ключами, которые и были объеденины
в единую водоводную систему.
В архитектурно-художественный ансамбль
Петродворца входят два зеленых массива - Верхний
сад (15 га) и Нижний
парк (102 га).
Верхний сад расположен над естественным
склоном, а от подножия склона до залива простирается
Нижний Парк.
Связующим звеном служит Большой
дворец.
С террасы Большого дворца открывается панорама
парадного ансамбля - Большого каскада с гротом, канала
и моря.
Канал начали прокладывать в 1715 году одновременно со
строительством Верхних палат. Канал служил транспортной
артирией и парадным въездом в Петергоф. Облицованный
гранитом и украшенный золочеными маскаронами - канал
демонстрирует связь Царской резиденции с водным пространством
Финского залива. После сооружения фонтана "Самсон"
прежнее назначение его утрачивается. Вдоль канала Петр
предполагал устроить 22 фонтана на сюжеты басен Эзопа.
Позже фонтаны были сооружены, но в виде ваз. В 1854-1860
годах старые вазу заменили, оставив 14 фонтанных бассейнов,
образующих водную колоннаду вдоль канала, ведущего к
Большому каскаду.
Большой
грот с каскадом - одно из самых грандиозных
фонтанных сооружений мира, объединяет 64 фонтана, 255
скульптур и декоративных украшений.
Художественный замысел оформления
Большого каскада - это прославление "победительного
торжества России, получившей выход к Балтийскому морю.
Составной частью петергофского дворцово-пркового
ансамбля является романтический пейзажный парк Александрия,
основанный в 1826 году под руководством архитектора
А.Менеласа.
Одновременно здесь же, на высоком холме, откуда
открывается прекрасный вид на море, А.Менелас строит
дворец Коттедж. Здание, украшенное ажурными стрельчатыми
арками, балконами, остроконечными фронтонами, выдержано
в псевдоготическом стиле, так же как и убранство внутренних
помещений: мебель, часы в виде моделей средневековых
соборов, ковры, ширмы, светильники.
Экспозиция двадцати музейных залов насчитывает
двух с половиной тысяч произведений живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства. Стены гостиной, кабинетов,
столовой украшены полотнами многих известных живописцев,
среди них: И.Айвазовского, М.Воробьева, О.Кипренского,
С.Щедрина, Д.Доу.
Нельзя
не отметить отдельной строкой о тяжелейших испытаниях
которые принесла Великая Отечественная
война и героизме людей защищавших и востанавливающих
его.
По
материалам
И.М.
Гуревич, "Птеродворец музеи и парки", "Фонтаны
Петродворца, ансамбли XVIII-XIX веков"
А.Г.
Раскин Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат
1984.
Н.И.
Федорова, парки Петродворца. Лениздат 1964г.
|